Вблизи Суздаля завершился шестой сезон раскопок средневекового некрополя Гнездилово, проведенных совместной экспедицией Института археологии РАН и Государственного исторического музея. Археологи исследовали 13 погребений конца X-XI веков, изучили конструкции могил и собрали обширную коллекцию погребального инвентаря и элементов костюма. Среди изученных захоронений выделяются 3 мужских, 5 женских и 5 детских. В трех из них обнаружены железные гвозди, которые скрепляли внутримогильные сооружения. Женские и детские погребения сопровождались украшениями: проволочными височными кольцами, стеклянными бусами и подвесками для ожерелий, а также железными ножами, расческами и сосудами для напутственной пищи. Особый интерес представляют бусы из цветного стекла, известные как «лимонки» и глазчатые бусы. Эти предметы, поступавшие на Русь с Ближнего Востока в IX-X веках, ранее редко встречались в погребальных памятниках Суздальского Ополья.
В юго-восточной части могильника обнаружены три погребения, вызывающие исключительный интерес у исследователей. Могильные ямы отличаются крупными размерами – от 3,4 до 4 метров в длину и от 1,6 до 1,8 метра в ширину. Подобные захоронения ранее уже находили на других участках некрополя. Внутри могил сохранились следы стационарных деревянных конструкций с перерубами на углах, куда укладывали тела. Два из этих погребений оказались мужскими. В одном найдены железный нож, кремень, весовая гирька, фрагмент монеты и небольшой керамический сосуд. В другом – металлические детали пояса, нож, кресало, кремень и узколезвийный боевой топорик, расположенный справа у бедра.
Это уже шестое погребение с боевым топором, исследованное в Гнездилове. Рядом с этим захоронением, в ногах, обнаружено погребение другого мужчины, лежащего лицом вниз с подогнутыми ногами в тесной могильной яме без сопровождающих вещей. Такая ситуация редка для погребальных памятников средневековой Руси и может свидетельствовать о социальном неравенстве, отношениях личной зависимости или насильственном разрешении конфликтов. Уникальным для некрополей Суздальского Ополья стало женское погребение с богатым набором украшений. Обнаружены два височных кольца, ожерелье, подковообразная фибула, массивный дротовый браслет и широкосрединный перстень. Все изделия выполнены из серебра и отличаются высоким качеством. Ожерелье включает 6 подвесок, 17 стеклянных «глазчатых» и 8 металлических бус, часть которых украшена сканью. Одна из подвесок – круглая с волютами из зерни и скани на щитке. Изначально такие украшения имели скандинавское происхождение, но во второй половине X – первой половине XI века распространились на Руси и вошли в состав парадного убора древнерусской знати. Остальные подвески изготовлены из монет: двух восточных дирхамов и двух западноевропейских денариев, отчеканенных в Чехии и Саксонии. В качестве пятой монетной подвески выступает джитал – серебряная монета, распространенная в средневековье преимущественно на территории современных Афганистана, Пакистана и Индии. На лицевой стороне монеты изображен оседланный бык-зебу, на оборотной – всадник. Над быком помещен титул эмитента – Шри Спалапати Дева, что означает «главнокомандующий» или «военачальник». Находки джиталов крайне редки: на Руси они известны лишь в Гнездове, окрестностях Новгорода и на Плещеевом озере. Раскопки в Суздальском районе Владимирской области позволяют достоверно идентифицировать погребения социальной элиты в некрополях Северо-Восточной Руси конца X-XI веков и раскрывают особенности ее культуры и образа жизни. Гнездилово – один из немногих древнерусских некрополей, где такие погребения выявлены и документированы по современным археологическим стандартам.